Трагическая тайна Корана
Каждый, кто читает вслух оригинал Корана, испытывает такое чувство, будто уже не сам он произносит слова Священного писания, а кто-то читает их тебе. Ты слышишь стихи Корана как будто не из своих уст, а из уст пророка Мохаммеда, который четырнадцать веков назад читал их своим первым сподвижникам. В воображении предстают аравийская пустыня, Мекка - узкий город, расположенный среди вулканических гор, и дом в центре этого города, где и звучали первые строки Корана: «Читай! Во имя Бога, Который человека сотворил из сгустка. Читай! Во имя Бога, который научил людей своим каламом знанию. А человек не благодарен, он восстаёт, полагая, что он от Бога независим. Но ведь состоится возвращение!»
Откуда мог знать пророк - этот великий человек, не умеющий ни читать, ни писать, - о сгустке, из которого мы рождаемся, о планетах, которые вращаются вокруг Солнца, о тектонических смещениях в глубинах Земли? Откуда у него взялись знания о непреодолимой преграде, которая не позволяет смешаться пресным водам рек и соленым водам морей? Аллах Своим каламом научил пророка знанию этих вещей, и Мохаммед излагал его людям.
Тайны Корана не ограничиваются его завораживающими звуками, ни даже его мудростью. Одна из его тайн - то, что он смог проникнуть в сердца диких язычников, далеких от благочестия и нравственности. В те времена они могли закопать в пустыне новорожденного ребенка из боязни его не прокормить, они свистели и хлопали в ладоши, бегая голыми вокруг языческого храма, сильный мог запросто отнять жилище у слабого. Пророк Мохаммед сумел объединить эти, вечно враждующие друг с другом племена, в единое государство. А затем уже ислам завоевал сердца более чем миллиарда человек на Земле. Однако, как мы видим по первым же словам Корана, Мохаммед предвидел, что человек часто будет неблагодарен Богу, который его создал.
И тут мы подходим к трагической тайне Корана. Он стал учебником жизни более чем для миллиарда человек на Земле. Мусульмане, где бы они ни жили, пять раз в день поворачиваются лицом к Мекке, одинаково совершают намаз, читают один и тот же Коран. Тем не менее, мусульмане - очень разные.
У многих из нас сердца наполнены любовью к людям, чистотой и добросердечием. Но есть и такие, у которых в сердце - болезнь ненависти. Многие читают Коран с благоговением, слыша в нем ноты добра. А некоторые ищут в нём оправдание своим злым деяниям. Многие с искренним уважением относятся к образу великого Мохаммеда. Но иные не считаются с его заветами, и почитают его только на словах.
Однажды ночью Мохаммед зашел в мечеть и стал молиться. Рядом с ним был охранник по имени Хабаб. Он молча смотрел на пророка, а после того, как Мохаммед замолк, спросил: о посланник Аллаха, что ты вспомнил, почему ты молишься ночью, что случилось? Мохаммед ответил: мне нужно было получить от Аллаха ответ на три вопроса, которые меня мучают. На два вопроса Господь ответил «нет», а на третий - «да». Хабаб спросил, что это за вопросы, которые разбудили пророка среди ночи. Мохаммед сказал: я спросил у Господа, уничтожит ли Он нас, как были уничтожены грешные народы? Господь ответил: нет. Потом спросил, погибнет ли наша вера после моей смерти? Аллах ответил: нет. И, наконец, я спросил у Аллаха: произойдет ли после моей смерти раскол среди мусульман на отдельные враждующие группы? Аллах ответил: да.
Сказав это, Мохаммед тяжело поднялся с коврика, на котором молился, и пошел к выходу. Наутро он, собрав людей в мечети и встав за минбар, громко сказал: «Пусть не станет так, что после моей смерти вы разобьетесь на кучки и подымете мечи друг на друга! Все ли вы меня слышите? Кто слышит - передайте тем, кто не слышал!» Потом дважды переспросил: «Поняли ли вы меня?».
Понять-то мы его поняли, но ослушались. Сразу после смерти пророка мусульманская община раскололась на части, одни родственники Мохаммеда пошли с войной против других его родственников, и этот раскол до сих пор ежедневно уносит десятки и сотни жизней мусульман. Приверженцы ислама разделены на секты, мазхабы, тарикаты. Мусульмане воюют с мусульманами и с оружием в руках, и своими языками, а излюбленным обвинением стало выражение «Ты - не мусульманин», хотя такое обвинение пророк тоже запрещал.
Заветы пророка нарушаются часто. Мохаммед говорил: «Один человек лишил себя жизни, и тогда Аллах сказал: «Раб Мой опередил Меня по собственной воле, и поэтому Я сделал рай запретным для него». Самоубийство в исламе считается грешным деянием, непозволительным вмешательством в волю Аллаха. Кто же тогда придумал, что женщины, обвязывающие себя бомбами, взрывающие себя вместе с окружающими людьми, попадут в рай?
Нет, не сможет передать публицист всю трагедию этого обмана, ему придется прибегнуть к помощи писателя. «Постойте! - крикнул я самоубийцам, которым казалось, что, убив себя, погубив ни в чём не повинных, они попадут в рай. - Нет, попадёте не в рай, обманутые своими вождями-дьяволами, а в ад, в пекло, в геенну огненную!...Я до хрипоты и жжения в горле вопил, но кто мне внимал?» - пишет выдающийся писатель Чингиз Гусейнов в своей книге «Не дать воде пролиться из опрокинутого кувшина».
Еще в самой первой суре, которую ниспослал Аллах, говорится: «...человек не благодарен, он восстаёт, полагая, что он от Бога независим. Но ведь состоится возвращение!» Крайние течения ислама восстали против Аллаха. Они исказили ислам в угоду своим сиюминутным интересам. Они одобряют самоубийства, ненависть, ложь, лицемерие, оправдывают свои злые деяния тем, что, мол, и пророк поступал так же.
Коран на многих страницах описывает борьбу первых мусульман за выживание. Не всё в этой борьбе совершалось, как сказали бы сейчас, в белых перчатках. Но, как пишет Рафаэль Хакимов, - известный татарский политолог, - «Следует учитывать, что в Медине пророк оказался в ситуации, когда надо было решать конкретные задачи становления нового государства, а средневековье было далеко не самым гуманным периодом человеческой истории. На поступки пророка повлияла необходимость ожесточенной борьбы за выживание мусульманской общины».
Но ведь сегодня - другие времена, и глупо оправдывать сегодняшние террористические акты теми давними событиями. Всё зависит от того, кто и как читает Коран. В нем можно увидеть тезисы «нет в религии принуждения», «у вас своя вера, у нас - своя», а можно, увидев мысль о необходимости размежевания с «неверными», сказать, что это - на все времена.
Все знают, что в Библии - скажем, во Второзаконии, в Книге Иисуса Навина - есть много страшных, жестоких сцен. По степени жестокости Коран не сравним с этими писаниями. Тем не менее, сегодня христиане и иудеи не говорят о необходимости повторять поступки Моисея и Иисуса Навина. А вот среди мусульман обнаруживаются те, которые диктуют необходимость подражать пророку во всём.
Р.Хакимов в своей работе «Задуматься над преходящим и вечным в Коране» пишет: «Ислам не обойдется без реформации, которая началась еще с Курсави в 1804 году и была продолжена джадидами. Читая труды мусульманского мыслителя Мусы Бигиева (1875-1949), многое открывается современному мусульманину. Вопрос в трактовке Корана в соответствии со временем. Аяты мединского периода надо оставить для истории, не перенося их смысл на современное состояние человечества. Аяты же, ниспосланные в Мекке, и есть непреходящие истины. Есть буква Корана, которая зачастую несет отпечаток мышления средневекового человека, и есть вечный дух Священной книги».
Каков дух Корана? Разве в нем есть завет терроризировать и убивать «неверных»? Нет, напротив, говорится о том, что убийство мирного человека - это грех, что покушающийся на жизнь даже одного человека - покушается на всё человечество. Разве в Коране говорится о том, что мусульманину нельзя думать, и надо без оглядки подчиняться Басаевым и Бин Ладенам? Нет, в Коране двадцать раз повторяется, что истинный мусульманин должен размышлять, думать. Разве в Коране провозглашаются злоба и ненависть? Нет, напротив - доброта, любовь к людям, прощение.
Наш оппонент скажет: но ведь в Коране рассказывается о битвах в долине Бадр, при горе Ухуд, об операциях против иудеев в Медине и Хайбаре, о борьбе первых мусульман с идолопоклонниками, как же так - разве не было в те времена жестокости? Да, была, мусульманам не следует приукрашивать историю, хотя бы потому, что Коран запрещает лгать. Но ведь пророк на завещал нам бездумно повторять всё, что было в те времена. Мусульманин сегодня не ездит на верблюде, не пишет каламом, даже в Запретной мечети установлены кондиционеры. Так почему же наше мышление должно оставаться на уровне VII века?
В Коране есть фразы: «Когда встретите в бою неверных - удар мечом по шее. Когда же они сдадутся - крепите оковы пленных». Эти слова часто приводятся критиками ислама, как свидетельство жестокости мусульман по отношению к «неверным». Но в данном случае речь идет исключительно об арабских идолопоклонниках. Сейчас их нет. Однако некоторые мусульмане считают эти слова применимыми к немусульманам вообще, во все времена. Бои первых мусульман, средневековые нравы никак не могут служить примером для террора, экстремизма, пленения людей в наше время.
Святая обязанность мусульманской интеллигенции - раскрыть трагическую тайну Корана, заключающуюся в том, что он дает путь добру, а злобные люди видят в нем путь к ненависти. Разгадка этой тайны состоит в том, что в Коране есть преходящее и вечное, и надо поставить между ними непреодолимую преграду, как между пресным и солёным водоёмами.