Сура 2

"ТЕЛЕЦ" (АЛЬ-БАКАРА)

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Алиф - лам - мим.

Эта книга, нет сомнения в этом - руководство для богобоязненных. Она для тех, кто понимает: мир состоит не только из материи, ощутимой глазом, но еще из духовного, сокрытого от взоров. Она для тех, кто молится и понимает: всё, что есть на свете -ниспослано Аллахом. Она для тех, кто верит, что жизнь человека на земле не завершается, что есть и другая жизнь, которая наступит после смерти. Верующие идут по верному пути, который указал Аллах, и в этом их заслуга.

А неверующие, хоть их и призывали к вере - сердца их на замке, на взорах и слуху - прочные завесы, они достойны наказания. Но есть и третьи - говорят, что веруют в Аллаха и в судный день, на самом деле - лгут. Они пытаются обмануть Аллаха, а также тех, кто верует. Но обманывают лишь самих себя. Больны у них сердца, они думают, что творят благое, на самом деле порождают зло.

Когда им говорят: уверуйте, как уверовали люди, отвечают: те - глупцы. Нет, сами они безумцы, они не видят, что творят: заблуждения свои выдают за правду, но Аллах всё видит.

Неверующий глух и слеп, потому и не верует в Аллаха. Если небо застилают тучи, сверкает молния и грохочет гром - неверующие, страшась кончины, зажимают уши и глаза. Если бы Аллах желал - отнял бы жизнь у них. Но Он, хоть всемогущ, но милостив.

О, люди! Поклоняйтесь Богу - Он сотворил и вас, и ваших предков, создал вам землю, превратил ее в ковёр, построил над землёю купол - небо, откуда льется дождь. А дождь создает плоды, которые нужны для пропитания.

Не равняйте же Аллаха с теми, кто это бессилен сотворить. А если вы в сомнении, что писание это истинно и ниспослано на землю Мною - попробуйте создать подобное. Вы этого не сделаете. Так побойтесь пламени, в котором придется жить всем сомневающимся.

Пусть радуются те, что уверовали в Аллаха, те, что творят добро - им уготованы в раю сады и реки. Достойны вы плодов земли и супругов чистых. А тот, кто не считается с заветами и рушит там, где надо созидать - тот творит бесчестие. И потому всегда он в проигрыше - и в земной, и в дальней жизни.

Аллах может привести вам притчу даже о комаре. Те, кто уверовали, знают, что эта истина от Бога. А тот, кто неверен - спросит: что этим хотел сказать Аллах? Иных Он вводит в заблуждение. Но сбивает с пути только распутных.

Как можно не веровать в Аллаха? Ведь это Он привёл вас из небытия, Он дал вам жизнь. Жизнь ваша на земле не бесконечна. Господь, - и тут Он рядом с вами, - когда придет конец пути, снова вдохнет в вас жизнь, снова оживит, и вернетесь вы туда, где были раньше - к Богу.

Ангелам Господь сказал: на земле Я установлю наместника. Они спросили: неужели Ты поселишь там того, кто тебе не будет благодарен, он будет проливать чужую кровь и обманывать Тебя, тогда как мы воздаем Тебе хвалу и днем, и ночью?

Господь ответил: воистину, Я знаю то, чего вы не знаете - и создал человека.

Затем сообщил Адаму названия всех вещей. И велел: скажи эти названия ангелам. Ангелам же велел Адаму поклониться. Все поклонились. Отказался лишь Иблис. Тотчас же он вознесся в небо и стал вождем неверующих.

Аллах сказал Адаму: поселись с женой в раю, плоды вкушайте себе в удовольствие, но не подходите к дереву, что в центре сада, чтобы не стали вы неправедными.

Но тут явился сатана. Он склонил Адама и его жену к непослушанию, они не сдержали слова. Узнав об этом, Аллах провозгласил: отныне сатана и человек - враги друг другу. Еще Он решил: Адаму и его супруге покинуть райский сад, станет их временным пристанищем обычная земля. Аллах добавил: а если от Меня придет завет, то у тех, кто выполнит, не будет страха и печали, а тот, кто не станет с ним считаться - будет жить в огне.

О, сыны Израиля! Цените милость, оказанную вам, соблюдайте Мои заветы. Тогда и Я буду соблюдать свой завет. Уверуйте в то писание, которое я посылаю в подтверждение раннего писания. Не облекайте истину в лживые одежды. Совершайте каждый день намаз, закят платите, кланяйтесь всем тем, кто кланяется вам, обратитесь за помощью к терпению и молитве, Меня страшитесь, выполняйте предписанные вам обряды!

О, сыны Израиля! Вспомните ту милость, когда Я превознёс вас над мирами. Бойтесь дня, когда заступников у вас не будет, и придется отвечать за всё, что вы творили. Вспомните, как спас Я вас от злого наказания фирауна, который убивал сынов ваших и оставлял в живых лишь женщин. Великое испытание было вам от Господа. Но Я тогда раздвинул воды моря, спас вас, а род фирауна потопил.

А где же благодарность? В отсутствие Мусы вы выбрали бесчестье, преклонившись перед ничтожной тварью - золотым тельцом. Однако даже это Я вам простил, но дал Мусе завет, как выйти на верный путь, ниспослал через него писание, как надо жить, и различение, как отличать добро от зла.

Тогда сказал Муса народу: о народ мой, вы причинили зло самим себе, взяв божеством тельца, обратитесь же теперь к Творцу, виновным причините наказание.

Но они пожелали воочию увидеть Бога: пусть, мол, Всевышний явится, пусть скажет сам, - и подняли взоры к небу. За что их поразила молния. Однако, наказав, Я снова воскресил вас, создал прохладу под сенью облаков, дал вам перепелов и манну, сказал: питайтесь, Я прощаю вам ваши прегрешения, отныне верьте только Богу и делайте добро.

Я сказал: войдите в этот город со словами: мы прощены, и поклонитесь встречным. Питайтесь там, чем пожелаете, и больше не грешите, а тот, кто сотворит добро - ему оно вернется вдвойне умноженным.

Но безбожники из этого народа заменили мои слова другими, и были Мной наказаны.

Тут попросил Муса питья, и Я велел ему ударить палкой о скалу. Скала рассыпалась и родила двенадцать рек воды, чистейшей, как слеза. И Я сказал: отныне не творите зла, не продолжайте грешный путь, которым раньше шли, сверните и поклоняйтесь Богу.

Тут вы сказали: о Муса, мы недовольны своей пищей, обратись к Всевышнему, пусть Он даст нам овощи, чеснок и лук, кабачки и чечевицу.

И воздвигнуты были над ними унижение и бедность. Так и навлекли они гнев Аллаха, отвергая Его знамения, споря с Ним и, в конце концов, подняли руку на посланника Его.

Те верующие, что обратились в иудейство, и те, что христианство приняли, и сабии - те из них, кто уверовал в Аллаха и судный день, творил добро - всем им награда, их не ждут печали, не ждет их страх. Но если у кого-то зло в душе, кто купается в грехах - тот станет обитателем огня. А тот, кто верит в Господа, творит благое и добро - он будет жить в раю.

И вот, Мы снова взяли с вас обещание быть богобоязненными и воздвигли над вами гору. Но обещания опять были забыты. Нарушителей субботы Мы превратили в обезьян - это было еще одно предостережение.

И вот сказал Муса народу: Бог приказывает отказаться от служения тельцу и, в знак согласия, заколоть корову золотого цвета. Вы долго препирались, но всё же закололи. Но почему потом ожесточились ваши души, и стали они жёстче камня? Даже камни, как вы видели, способны бояться Бога и дать по Его велению воду.

Неужели им можно верить, неужели они поверят вам? На виду у всех они сказали: мы уверовали. А за спиной Мои слова преврали, искали поводы для спора с Богом. Неужели они полагали, что Бог не узнает то, что они делают?

Среди них есть и такие: они писания не знают, но сочиняют всё от имени Аллаха. Горе тем, кто пишет своей рукой и это выдает за Божественные заветы. Такие полагают, что огонь в дальнейшей жизни не коснётся их. Нет, он готов сжечь каждого, кто творит нечестие. А тот из них, кто истинно уверовал в Аллаха - того Господь возблагодарит.

Вы дали обещание: не веровать никому, кроме Аллаха; родителям, сиротам, беднякам окажете благодеяния; пойдете путем добра, молитв и очищения; дали слово кровь не проливать, не изгонять друг друга из жилищ.

Но многие из вас забыли обещания. Вы стали убивать собратьев, изгонять их из домов, распространять вражду и грех. Но приобретали выгоду лишь на короткий срок, забыв о том, что есть будущая жизнь, которая наступит по окончании земной. Не будет облегчено вам наказание, Бог не окажет помощи неверным.

После Мусы, с которым Я отправил вам писание, явился на землю еще один посланник - Иса, мать которого Марйам. С ним пришло еще одно писание, и ясные знамения, духом подкрепленные. Но неужели каждый раз, когда слова посланника вам не по нраву, вы можете отвергнуть их и отвернуться от Аллаха? Одних посланников назвали вы лжецами, других убить пытались. А когда пришло это писание от Аллаха, подтверждающее истинность других писаний - не уверовали вы и в это. Проклятие висит над неверующими!

Вы продали душу зависти и злобе. И навлекли ответный гнев. Это - наказание для неверных, которым говорят: примите то, что ниспослал Аллах, в ответ же слышим: мы веруем только в то, что ниспослано нам ранее. Безумцы, они не понимают, что за этими писаниями - тоже Он, Всевышний. Если веруете, то почему пророкам доставили мучения, кланялись тельцу? Поистине, скверно то, что приказывает вам ваша вера! Пожелайте себе смерти, если вы правдивы. Но не пожелаете - побоится пожелать её себе грешный человек - прекрасно знает, что ждет его в той, вечной жизни. Неправедный - он жаден к жизни, он желал бы жить веками. Но даже длительная жизнь не отвратит его от наказания - Аллах оценит все его дела!

Тот неправ, кто счёл врагами Джебраила, Микаила - ведь ангелы приносят благие вести, которые подтверждают присланное ранее, как истину, как указатель верного пути. Ждёт наказание всех, кто стал врагом Моим ангелам и посланникам.

Я ниспослал вам ясные знамения, не верует в них лишь тот, кто по уши погряз в грехе, лишь он способен игнорировать Мои заветы. Когда являлся к вам посланник от Аллаха, подтверждая истинность Корана, иной отбрасывал писание и шел за сатаной. И, конечно, попадал во власть злых сил, которые обитали в царстве Сулеймана.

Сулейман не был сам неверным, неверны были шайтаны, которые учили колдовству и многому другому, а эти знания были лишь у ангелов Харута и Марута, которые жили в Вавилоне. Перед посвящением в эти тайны шайтаны говорили: мы - искушение, не будь неверным. Они учили, скажем, как отделить жену от мужа, мужа от жены. Но ученики шайтанов, продав души, в ловушку попадали: не могли воспользоваться знаниями и людям навредить - ведь возможно это лишь с дозволения Аллаха. Если бы знали ученики шайтанов, что, желая навредить другим, приносили вред лишь самим себе! Лучше бы они были богобоязненны и получили награду от Аллаха!

О, люди! Не говорите Господу, чтобы Он заботился о вас. Просите лишь обратить на вас внимание, и - слушайте. Я оценю вас по делам, которые творите, и оценю, как есть. Неверные, читавшие писание, но кланяющиеся множеству богов, не могут ждать от Аллаха блага - Он милосерден только к тем, кто, зная истину, не отступает от нее.

Неверующие из тех, кому раньше было дано писание, и те, которые поклоняются божкам, не хотели бы вам блага от Аллаха. Но Он одаривает милостью того и так, как считает нужным. Мы можем отменить тот или иной айат или заставить его забыть. Но тогда Мы приводим лучший, или похожий. Аллах всесилен. Власть Аллаха простирается на небеса и земли, ближе и милосерднее нет никого. Может, у вас в душе сомнения, как у Израилевых сынов, которые не верили Мусе?

Знайте: кто заменяет веру на сомнение - тот сбился с верного пути, его остерегайтесь. Остерегайтесь и других - тех, кто, получив раньше вас писание, хотел бы отвратить вас от вашей веры. Простите их, будьте великодушны, ждите повеления Аллаха. Молитесь Богу, совершайте все обряды - Господь за это вас возблагодарит.

Иные говорят, что в рай попадут лишь иудеи с христианами. Таковы их желания. Скажи им, посланник: приведите доказательства, если вы правдивы. Иудеи говорят, что христиане заблуждаются. А христиане говорят, что в заблуждении - иудеи. Всё это - неправда, рождённая незнанием. В день суда Аллах рассудит всех, и - справедливо.

Кто превзойдёт несправедливостью того, кто запрещает произносить в мечетях имя Бога? Таких людей предостерегаю: при входе в храм они должны бояться гнева Моего. Таким позор и в здешнем мире, а в будущем - большое наказание!

Аллаху принадлежит восток и запад, куда бы вы лицо не повернули - там есть Аллах. Поистине, Аллах везде!

Иной вдруг скажет, что есть дети у Аллаха. Но он неправ: принадлежит Аллаху всё, что на небесах и на земле, и между ними, и все покоряются Ему. Он - творец небес, земли и всех людей. И если Он решит создать что-либо, то говорит: пусть будет так, и слово, сказанное Им, сбывается.

Иной вдруг молвит: если Аллах заговорил бы с нами, или пришло бы от Него знамение! Но слова Аллаха и знамения открываются не всем - лишь тем, кто убеждён и свято верит. Им Я ниспослал и слух, и зрение, и понимание Моих знамений.

Всегда тобою будут недовольны иудеи и христиане, пока не последуешь за их учениями. Скажи им: настоящий путь - это путь истины! А если последуешь за их страстями - Бог не будет тебе помощником.

Господь задал Ибрагиму множество вопросов, оценил ответы, затем сказал: Я сделаю тебя духовным лидером.

Бог решил: Кааба в городе Мекке станет местом для богослужения. Затем приказал Ибрагиму и его сыну Исмаилу: подготовьте этот дом для совершающих обход, для паломников. Ибрагим к Аллаху обратился с просьбой: Господи, сделай этот город безопасным, даруй его жителям плоды земли - тем, кто верует во Всевышнего и в судный день. Бог ответил: тем, кто не верует, я тоже дам всё это, но ненадолго,

Когда Кааба была по велению Аллаха подготовлена, Ибрагим и Исмаил обратились к Богу: прими, о Господи, этот дом, укажи нам обряды поклонения, сотвори общину - из нас, предавшихся Тебе, и из нашего потомства, избери Своего посланника, который прочтёт потомкам нашим Твои знамения, научит мудрости и Твоим писаниям, избавь наши души от греха.

Кто отвратится от уроков Ибрагима, кроме глупцов? Мы избрали его пророком в ближней жизни, а в дальней он будет среди праведников. И вот сказал Всевышний Ибрагиму: будь предан! Ибрагим ответил: я предан Господу миров.

Ибрагим свои взгляды передал потомкам, а внук его Йакуб завещал сыновьям своим: Господь избрал для вас религию, успейте же до конца своей жизни стать покорными. Когда пришла к Йакубу смерть, он спросил у сыновей: я ухожу, кому впредь вы поклоняться будете? Они ответили: будем поклоняться Богу твоему - единому Аллаху, которому поклонялись Ибрагим, Исхак и Исмаил.

Каждому народу воздастся то, что заслужил - вам то, что вы приобрели, им то, что приобрели они. У них не спросится за вас, у вас не спросится за них.

Вам скажут: будьте иудеями или христианами - это верный путь. Скажи таким, посланник: я предан общине Ибрагима. Он не был многобожником, он верил в Господа, в Него и мы верим. Мы поклоняемся им всем и их писаниям - Ибрагиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу, Мусе, Исе. Мы не делаем различий между ними и предаёмся единому Аллаху.

Если кто-то думает так, как ты, посланник, - он на прямом пути, если же разойдётся - Бог избавит тебя от них. Разве были Ибрагим, Исмаил, Исхак, Йакуб, их дети, внуки - иудеями или христианами? Над ними был единый Бог. Таково свидетельство Аллаха, не говорить об этом - великий грех.

Глупцы зададут вопрос: почему вы поменяли киблу - направление, куда при молитве обращено лицо? Ответь, посланник: Аллаху принадлежит восток и запад, и только Он избрать достоин киблу, назвать ее посланникам, те - своей общине, община - всем. Я киблу поменял не просто так - пожелал узнать, кто из вас покорен Богу, а кто ропщет.

Я вижу, как поворачивается твое лицо по направлению киблы. Я обращаю тебя лицом к святой мечети, которая в Мекке - запретной для греха. Запретная мечеть - вот кибла для тебя. Пусть у каждого своя будет кибла. Стремитесь опередить друг друга творением добрых дел, и тогда Аллах сведёт всех вместе.

О тех, кто лишился жизни на пути Аллаха - не думай, что они мертвы. Нет, они живы, если даже не видны.

Порой Господь испытывает вас страхом, голодом и бедностью. Но разумный понимает, что это испытание от Бога. Терпеливым - тем, кто уповает на Аллаха - благословение от Господа и милость.

Два холма в Мекке - Ас-Сафа и Ал-Маруа - это обрядовые знамения Аллаха, и тот паломник, что, совершая хадж, воздает молитву и обходит их - тот избавлен от греха. Тот, кто совершает этот путь - пусть знает, что Аллах воздаст ему.

Ваш Бог един - и нет другого божества над вами. Великие творения Аллаха - перед вашими глазами. Это земля и небеса, это превращение ночи в день, и дня обратно в ночь, это облака и ветер, это дождь, что оживляет землю, это животные и травы, и даже судно, что плывет по морю. Всё это создано Аллахом.

Но есть такие люди, что поклоняются божкам, сотворённым руками человека. Не простит Аллах таких людей в тот день, когда настанет суд. В этот день рукотворные божки забудут вас и бросят на произвол судьбы. Тогда вы, несомненно, скажете: Господи, дай нам шанс начать сначала, забыть этих идолов, как они забыли нас. Но поздно - огонь перед лицом того, кто предал Бога.

О люди, ешьте только то, что вам советует Аллах, не поддавайтесь сатане, поверьте - тот недруг вам. Он подсказывает вам только мерзость, внушает отвернуться от Аллаха. Господь не так уж много запрещает: не ешь мертвечину, кровь не пей, от свинины откажись, а также от животных, которых убивают без благословения. Но если кто-то съесть это вынужден, чтобы выжить - того Бог простит, Он милостив.

Если скажут: следуйте за Богом, а вы всю жизнь ступали за отцом, - задумайтесь: может, он был неправ и жил всю жизнь в ошибках?

Благочестие состоит не только в том, чтобы совершать молитвы, верно обратясь лицом по кибле. Благочестие - это искренняя вера в Бога и в судный день, в ангелов и Моих посланников, в Коран, который перед вами; доброта к родным и близким, к сиротам, беднякам и путникам, воздаяние им. Благочестие в твоем терпении в дни несчастий и сражений, в твоей правдивости и богобоязненности.

О люди! Предписываю вам возмездие за убитых: свободный - за свободного, раб - за раба, женщина - за женщину. Тот же, кому будет прощено - должен следовать обычаю и возместить свой грех имуществом. Это говорится вам для облегчения жизни. Не преступайте сказанного. Закон возмездия нужен, чтобы помыслы убийцы остановить и сохранить того, кого хотят убить.

О люди! Предписываю вам, когда предстанет смерть - оставьте завещание родным и близким. Оно должно быть честным и разумным. Если живые хоть слово поменяют в завещании - на них огромный грех. Но если есть опасение, что завещатель несправедлив, или отдаёт средства на грех - восстановите мир между сторонами.

О люди! Предписываю вам пост на отсчитанные дни. А если вы больны или в пути, переложите пост на другое время. Если пост вам трудно выполнить - то выкуп: накормите бедняка. Не грех поститься больший срок - поверьте, от этого вам только польза.

О люди! Коран - руководство для людей и освещение пути - вам посылаю Я в месяц рамадан. Предписываю пост весь этот месяц. Но если кто-то болен в это время или находится в пути - можно перенести на другие дни, пост этот примет Бог. Аллах не желает создавать вам трудностей, будьте благодарны.

Близость с жёнами в ночь поста разрешена, будьте одеяниями друг для друга. Можно прикасаться к ним все ночи рамадана. Так лучше, чем обманывать себя. Запрет в дни паломничества. Позволяю есть в ночь поста и пить, пока заря не осветит настолько, чтобы белую нить не посчитали черной. Затем до ночи пост и воздержание от прикасаний.

О люди! Предписываю не транжирить заработанное трудами, не присваивать чужое, не отдавать средства на взятки судьям с целью захватить имущество другого. В дома чужие заходите, не таясь, не с тыльной стороны. Если задумали дурное - побойтесь Бога.

Сражайся на пути Аллаха с теми, кто сражается против тебя, но знай, что в каждом деле есть границы - Аллах не любит преступающих. Изгоняйте своих врагов оттуда, откуда изгнали вас. Простить врагу изгнание - значит родить соблазн у нечестивцев.

Убивайте многобожников, где бы вы их ни встретили, изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали. Сражение близ мечети, названной Запретной - грех. Однако, если враг навяжет бой - беритесь за оружие и вы. Если враг отступит - отступите. Нельзя сражаться в месяцы запретные, но если враг поднял оружие тогда, когда нельзя - запрет с вас снят. Не бросайтесь навстречу гибели. Но и не сдавайтесь многобожникам. Добро творите - и Бог станет на вашу сторону.

Стремись совершить паломничество в Мекку, но если что-то помешает - принеси пожертвование в угоду Богу. Не брейтесь, не стригитесь, пока пожертвование не достигнет места. Но если вы вынуждены бриться, то выкуп - пост или милостыня беднякам. Пост три дня во время хаджа, и семь после возвращения - вот полных десять дней поста в угоду Богу.

Совершайте хадж тогда, когда Я разрешаю. Во время хаджа нет женщин для тебя, нет препирательства и ссор. Езжай с запасами, чтобы не просить на пропитание. Милости у Господа искать торговлей - разрешаю.

Когда вы спуститесь с горы по названию Арафат, когда путь приведет к равнине, где молитву Богу читал пророк - ему принесите благодарность. За то, что он вывел свой народ из заблуждения к истине. Затем, совершая шествие плечом к плечу с собратьями, просите у Аллаха снять грехи. Во время хаджа, если вы искренни, Бог простит.

По завершении обрядов воздайте хвалу Аллаху. При этом иные просят щедрости Аллаха в ближней жизни. Что ж, пусть не надеются тогда на милость в дальней. Умнее те, что говорят: даруй, Господь, добро нам в этом мире, спаси от мук в грядущем.

Среди людей есть и такой: его речь о жизни и вере в Бога всех восторгает. Он призывает Бога стать свидетелем его высоких чувств. Он переспорит каждого, он красноречив. Но там, где надо не говорить, а делать - он посевы губит, губит род людской. Бесчестен он, таких Аллах не жалует и не жалеет. Таких ждет ад.

И, наконец, есть люди, считающие себя рабами Бога - они честны и искренни, они говорят, что думают, и думают, как говорят. Господь благоволит своим рабам.

О, люди! Ислам принимайте целиком, а не частями, будьте покорны перед Богом, не вступайте в сделки с сатаной - он враг. Если же на жизненном пути споткнулись где-то - Аллах велик и мудр, Он всё рассудит. Все дела людей вернутся к Богу в судный день для рассмотрения.

Жизнь того, кто не пылает верой, полна соблазнов. Он купается в своих грехах и издевается над верующим. Но на суде и после - выше будут те, что боялись Бога, и жизнь прожили без разврата и греха.

Когда-то люди жили одной общиной. Послал Аллах к ним вестников - пророков с писанием от себя, чтоб разъяснить, кто в чём не прав. Разногласия - там, где между людьми поселились злоба, зависть, несправедливость. А остальных Господь ведёт к прямой дороге. Но было бы великим заблуждением полагать, что верующего минуют беды, потрясения - увы, это не так. От испытаний ты не избавлен.

Люди спросят у пророка: сколько нам отдавать на помощь близким? Отвечай: то, что вы отдадите родителям и близким, сиротам, беднякам - Аллах увидит, и оценит доброту. Отдавайте на благотворительность остаток средств после удовлетворения своих необходимых нужд.

Люди спросят у пророка: предписано сражение, а кровь проливать нам ненавистно, что же делать? Отвечай: вы способны ненавидеть то, что вам во благо, любить же то, что приносит зло. Не знаете вы истины, вы слабы.

Люди спросят у пророка: сражаться ли в запретный месяц? Отвечай: сражение в запретный месяц - грех, однако есть грехи побольше: отвращать людей с пути Аллаха, не пускать в Запретную мечеть, изгонять оттуда тех, кто молится. Это больший грех, чем убиение. В безнаказанности рождается соблазн. А если враг сражается, имея цель вас отвратить от веры - знайте, что попавший в сеть неверия берёт на себя грех, достойный наказания. Поистине, те изгнанники, которые не потеряли веру, опираются на помощь Бога и Его прощение.

Люди спросят у пророка: как к вину, к азартным играм относиться? Отвечай: это - величайший грех и крохотная польза для людей. Грех гораздо больше пользы.

Люди спросят у пророка: как нам относиться к тем, что лишены отцов и матерей - к сиротам. Отвечай: свершение блага к ним Бог оценит высоко. Сирот прими как братьев. Аллах сумеет отличить того, кто творит нечестие, от того, кто делает добро.

Люди спросят у пророка о женитьбе. Отвечай: не женитесь на многобожницах, даже если они восторгают вас, пока не примут вашу веру. И не выдавайте замуж дочерей за многобожников, пока не примут истинную веру. Верующий раб - лучше многобожника. Те ведут к огню, тогда как Бог зовет вас к раю.

Люди спросят у пророка: как относиться к женщине во время месячных. Отвечай: это болезнь, не приближайся к ней, пока не прекратится. Жёны - это нива, где вы сеете семена потомства, она должна быть чистой.

Не клянитесь Богом, что вы благочестивы и богобоязненны. Аллах видит и слышит всё. Аллах не взыскивает с вас за пустословие в клятвах, но может взыскать за то, что видит в вашем сердце.

Тот, кто поклянётся к жене своей не приближаться - ему дается срок четыре месяца. Если передумает - Бог простит неисполнение клятвы. А если муж решит, что надо развестись - после развода жёны три месяца не выходят замуж. У жены нет права скрыть, что ждет ребёнка. В эти три месяца муж может вернуть супругу.

Все права и все обязанности у женщин и мужчин - одни и те же. Но у мужчины степень больше.

Развод допускается лишь дважды. После чего удержи свою жену, или отпусти её по-доброму - без ругани и споров об имуществе. Муж должен обеспечить и бывшую жену. Подарки брать обратно - низко. Возможен выкуп со стороны жены, если ей так хочется свободы. Если развод с женой произошел и в третий раз, то бывший муж на ней жениться вновь не может. Но если она снова вышла замуж, и там произошел развод - женись, но не забудь о предписаниях Аллаха. Если произошел развод - не препятствуй соединению её с прежним мужем, если они придут к согласию.

Матери должны кормить детей два полных года. Муж или его наследник должны давать им пропитание и одежду. Никто не вправе нанести родителям обиду за их ребенка. Если родители решат раньше отнять ребенка от груди - нет на них греха. А если кормилицу позовёте - достойно оплатите её услугу.

Вдовы после смерти мужа обязаны прождать четыре месяца и десять дней, и только после этого имеют право соединять сердца с другими. Несоблюдение срока - это грех и для неё, и для её избранника. Но нет греха в намёках и речах о намерении жениться. Однако будьте сдержанны, не давайте себе воли. Жениться на вдове, минуя срок - это бесчестие. Вдову из дома, где она жила, изгнать нельзя в течение года, всё это время надлежит её кормить и одевать. Но если она сама захочет дом покинуть - её воле нельзя препятствовать.

Нет греха, если разведетесь, к жене не прикоснувшись. Но её вам нужно обеспечить согласно своему достатку. Если заключено согласие о величине подарка - платите половину, а если откажется от выкупа - не давайте. Но всё же лучше отдать обещанное, но наполовину.

Будь внимателен к совершению молитв, особо той, что после полудня. Если вы в опасности, в пути - молитесь на ходу, шагая по дороге или на скаку.

Было много тех, что покинули жилище, остерегаясь смерти. Но тысячи погибли. Знай: Аллах вернул им жизнь. Будьте же Богу благодарны. Сражайтесь на пути Аллаха - он всё видит и оценит справедливо. Тот, кто проявит щедрость на пути Аллаха - ему она во много раз умноженной вернется.

Знать среди Израилевых сынов желала, чтобы Всевышний им послал царя, и тогда, мол, они пойдут в сражение на пути Аллаха. Пророк спросил: не станет так, что вам предписано сражение, но вы не пойдете в бой? Отвечали: нет, мы изгнанники из своих жилищ, разлучены с детьми, мы сражаться будем. Ну а потом, когда Аллах сражение предписал - многие от боя уклонились.

И сказал им их пророк: вот, Аллах послал вам царём Талута. Тут же спор поднялся: а почему его, мы более достойны, у нас богатства больше. Пророк ответил: Аллах расширил его знания и плечи, Он власть даёт тому, кому желает.

Пророк добавил: Аллах пошлет знамение в подтверждение того, что поставил царём Талута - ангелы принесут ковчег, в котором знак от Бога, и то, что осталось от Мусы, Харуна и их потомков.

И вот Талут с войсками выступил в знойную пустыню. Царь обратился к воинам: вот река, кто вдоволь выпьет из неё - это не мой солдат, а тот, кто сделает глоток - он мой. Многие напились вдоволь, от войска осталась лишь небольшая часть. Верные Талуту воины сказали: нас мало, не одолеем мы Джалута с его ратью. Но те из них, кто свято верил в Бога, возражали первым: много раз случалось так, что малые войска одолевали армии.

И вот Джалута войско показалось. Верующие обратились к Богу: Господи, помоги нам одолеть неверных. Аллах услышал просьбу - Дауд убил Джалута, и враг обратился в бегство. За это даровал Аллах Дауду власть и мудрость.

Если бы Аллах не сдерживал вражду людей друг к другу - земля была бы непригодна к жизни. Но Он - обладатель сдержанности. Таково Моё знамение, а ты, посланник, обязан донести его народам.

Посланники Аллаха - разные по степеням перед Всевышним. С иными Бог разговаривал Сам - например, с Мусой. Бог даровал Исе, мать которого Марйам, ясные знамения, дал дух святой, наделил терпением. Каждому - своё. Если бы желал Аллах - то люди, идущие по их пути, не воевали бы друг с другом. Но Аллаху важно, чтобы люди сами совершили выбор.

Нет божества, кроме Аллаха, который поддерживает жизнь человечества, не овладевают им ни дремота, ни сон. Ему принадлежит всё то, что на небесах и на земле. Он знает всё - и то, что было, и то, что будет, а люди получают от него те знания, которые Он дает. С Его трона видно всё, не тяготит Его охрана Своих владений.

Нет принуждения в религии. Ясно можно отличить прямой и верный путь от заблуждения. Тот, кто отказался от божков, изготовленных руками человека, и поверил в Бога - тот нашел опору в жизни. Аллах - друг верующих, он выводит их из мрака к свету. Друзьями же у неверных - рукотворные божки, что тянут к мраку.

Был тот, кто препирался с Ибрагимом - за то, что Бог дал власть ему. Ибрагим ответил: власть эта от Бога, который может жизнь забрать, а может воскресить. Спорщик возражал: и я сумею так - убить и воскресить. На что пророк сказал: да? - тогда попробуй сделать так, чтобы завтра солнце взошло бы с запада, не с востока. Смущен был тот, кто спорил с Ибрагимом.

Или взять другой пример. Некто ехал мимо погибшего селения на осле. И подумал: даже Аллах не сможет оживить дома, которые разрушены до основания. Аллах услышал и усыпил того на век, и снова воскресил. А потом спросил: сколько же ты спал? Тот ответил: день, а может, несколько часов. Аллах сказал: нет, прошло сто лет, как ты ушел, и вот - вернулся. Посмотри на свою еду: она по-прежнему годится в пищу. Это знамение Моё для всех. Посмотри на своего осла: только кости. Сейчас они приобретут по моему велению плоть. Осёл ожил, а его хозяин понял, что Всевышний может всё.

Ибрагим просил Аллаха научить, как Он воскрешает мёртвых. Аллах сказал: возьми четырех убитых птиц и размести вон на тех горах. И позови их: они стремительно к тебе слетятся. Так и случилось.

Тот, кто щедр на пути к Аллаху, знает: подобна его щедрость тому зерну, из которого вырастают семь колосьев, и в каждом колосе - по сто зёрен. Аллах умножает то, что принесено людьми во имя Бога. Если добро от души и без обид - дарителя Бог вознаградит. Лучше речь добрая и прощение, чем подаяние не от души.

Лицемер подобен той скале, на которой - тонкий слой земли: хлынет ливень и обнажит скалу, и будто не было на ней земли. А искренние люди, которые сеют доброту, подобны саду на холме: ливень не смоет урожая - наоборот, удвоит. А если ливня нет - его заменит легкая роса.

Разве хотел бы кто-нибудь, чтоб сад его из виноградника и финиковых пальм, - когда сам стар, а дети еще малы, - сгорел в огне? Аллах передаёт вам своё знамение в виде притчи - а вы подумайте...

Сатана вас тянет к мерзости и угрожает бедностью. Аллах дарует вам прощение и милосердие, дарует мудрость, а мудрый - он уже богат. Но знают это лишь разумные.

Выполняй свои обеты, обещания. Можно открыто помощь оказать тому, кому она нужна, но если ты скроешь источник подаяния - твой поступок благороднее, он покроет зло, которое, может, ты когда-то совершил.

На тебе, посланник, лежит обучение людей. Научи их доброте, объясни, что добрый воздаёт не бедняку - самому себе, что подаяние будет возвращено умноженным. Бедняка глупцы могут даже принять за богача, если тот не просит подаяния. Сможешь ли увидеть и понять? Ты созидай добро, и безразлично, кто перед тобой.

Всевышний запрещает давать взаймы, чтобы вернуть с лихвой, ростовщик - он тронут сатаной. Аллах разрешил торговлю и запрещает рост. Если кто-то получает доходы без труда - пусть остановится. То, что делал раньше - ему простится, пусть сохранит накопленное. Но если соблазн велик, остановиться невозможно, ждёт огонь ростовщика.

Если вам кто-то должен, и должнику нелегко вернуть свой долг - терпеливо ждите. А если вы простите долг - доброе деяние ваше Бог заметит.

Чтоб не было ссор и пререканий - отдавая в долг, записывайте сумму и срок возврата. Или пишет пусть писец, но честно, со слов того, кто берёт взаймы. А если ваш должник умом или здоровьем слаб - то пусть диктует родственник. В свидетели берите двух мужчин, или двух женщин и мужчину. Свидетели вам отказать не могут. Пусть свидетелям и писцам участие в твоих делах не станет в тягость. Бывает так: допустим, ты в пути, и не нашел писца. Тогда бери залог. А если доверяешь человеку - залог не нужен. В таких делах грех на того падёт, кто замыслил обмануть другого, Аллах не простит обмана.

Аллах владеет всем, что есть на небесах и на земле. Не прячьте зло в душе - Он за это взыщет. И простит, если заслуживаете прощения. И накажет - того, кого сочтёт неправым.

Уверовал посланник и мусульмане в то, что ниспослано им Аллахом. В Него, в Его ангелов и посланников, в Его писания. Потому и говорят: мы услышали и повинуемся, для нас нет различия между посланниками, к Тебе состоится наше возвращение, прости нас, Господи.

Аллах не возлагает ничего на вас такого, что было бы не под силу выполнить. О люди, повторяйте: Всевышний, не взыщи, если мы забыли что-то или ошиблись, не возлагай чрезмерно тяжкий груз на наши плечи. Облегчи нам наши тяготы, чтобы мы могли стерпеть. Избавь нас от греха, прости нам и помилуй нас. Ты - покровитель наш, помоги нам преодолеть неверие!

Примечания:

Названия глав (сур) в Коране, вопреки привычной для нас традиции, отражают не содержание глав, а только отдельно взятую тему. Название этой суре дал поступок иудеев, описанный в Торе, Ветхом Завете - во время отсутствия Мусы (Моисея) они стали молиться изваянию золотого тельца. Бог простил их и дал возможность искупить свою вину - принести в жертву корову того же цвета, что и золотой телец.

Иблис - шайтан, сатана.

Тора - главная священная книга иудеев - была ниспослана на Землю задолго до Корана.

Намаз - совершаемые мусульманами последовательные наклоны, сопровождаемые молитвой. Выполняется 5 раз в день.

Закят - сороковая часть чистого дохода, ежегодно выплачиваемая в пользу общины.

Фираун - это фараон Египетский, в то время Египтом правил фараон Рамзес II.

Страна, в которую Господь направляет евреев - Ханаан, земля, где жили ханаанцы.

Сабии жили на территории Йемена, поклонялись солнцу, луне и звездам.

Нарушители иудейского закона субботы превратились в обезьян и свиней.

Ранние писания - это Тора у иудеев, Евангелие у христиан.

Са - Иисус; Марйам - Мария.

Джебраил и Микаил - ангелы Гавриил и Михаил.

Сулейман - Соломон.

Слова Корана о замене одних айатов другими далее в идеологии ислама нашли отражение в учении об laquo;отмененныхraquo; и laquo;отменяющихraquo; айатах. В дальнейшем об этом мы расскажем подробнее.

Когда в Коране идет речь о детях Аллаха - имееется ввиду языческий взгляд на то, что у Аллаха есть дочери. Одновременно это - критика христианства, согласно которому Иисус - сын Божий.

Обход - один из обрядов паломничества: паломники совершают семикратный круг вокруг Каабы. Людской поток настолько силен, что полицейские, охраняющие Каабу, привязываются к его стенам мягкими ремнями, которые, в случае необходимости, быстро можно отстегнуть.

Йакуб - Яков.

Мусульманин - покорный Богу.

Исхак - Исаак.

Паломничество совершается в месяц Зуль-Хиджа.

Саул.

Аарон, брат Моисея, был старше его на три года.

Джалут - Голиаф.

Дауд - Давид.