Европа - Россия - Мусульманский мир

О таком понятии, как евроислам, последнее время говорится обстоятельно. Многие полагают, что за этим красивым неологизмом может стоять нечто, что составит альтернативу косности и экстремизму, активно присутствующим в исламской религиозной традиции. Наверное, поэтому круглый стол на тему «Европа - Россия - Мусульманский мир: стратегия развития и модели сотрудничества» привлек внимание многочисленных представителей религиозной, научной и политической общественности. Мероприятие было организовано известным специалистом по проведению форумов на мусульманскую и «евроазийскую» тематику в московских пятизвездочных отелях, руководителем «Исламского культурного центра» Абдул-Вахидом Ниязовым.

Г-н Ниязов, следует признать, все-таки большой демократ. Широким жестом ведущего он еще в начале форума предложил свободную дискуссию, высказывание различных мнений. Именно поэтому дискуссия практически сразу перешла из заявленной темы исключительно к проблеме «евроислама».

Первым выступил самый что ни на есть классический «евромусульманин» - президент Европейского мусульманского союза (ЕМС) Абу Бакр Риегер. Европейский интеллигент, юрист, этнический немец, принявший ислам, г-н Риегер отметил, что сенсацией наших дней является близость Германии и России, что его любимая книга, повлиявшая на его выбор ислама как религии - роман Толстого «Война и мир», а европейские мусульмане суть мост между Европой и Востоком.

Но пожалуй, самым значительным местом в его выступлении было сообщение о том, что ислам для европейцев - выбор не политический, а, в первую очередь, религиозный. Он основывается не на политическо-идеологических принципах, а на шахаде (свидетельстве веры). «Не надо думать, - сказал Абу Бакр Риегер, - что европейские мусульмане отличаются каким-то иным религиозным поведением, меньше молятся, не соблюдают некоторые ритуальные правила. Именно потому, что наш выбор, прежде всего, религиозный, европейцы, принявшие ислам, крайне щепетильны в соблюдении религиозной традиции». Немецкий юрист также сообщил, что не верит в хантингтоновский конфликт цивилизаций, ибо евромусульмане - часть европейской культуры. «И вообще, если ислам - это покорность Богу, то все мы живем в исламе», - резюмировал президент ЕМС. Типичное, надо сказать, понимание ислама для «нетрадиционного» мусульманина.

Свое выступление единственный мусульманин в палате лордов парламента Великобритании - лорд Ахмад Роттэрхэмский - начал с шутки, в которой, естественно, присутствовала доля правды. «В Великобритании, - сообщил собравшимся лорд пакистанского происхождения, - права голоса на выборах лишены преступники, находящиеся в тюрьмах, умалишенные, находящиеся в психбольницах и... члены палаты лордов». Лорд Ахмад особенно подчеркнул тот вклад, который внесли мусульманские иммигранты в строительство европейской цивилизации. Более ста тысяч индийских солдат-мусульман воевали против гитлеризма в британской армии, а послевоенное восстановление Великобритании и Европы в целом произошло в значительной степени благодаря дешевой рабочей силе из мусульманских стран. «Сегодня только в Лондоне проживают представители тридцати религий и 160 национальностей», - сказал лорд. Он также заметил, что такие динамично развивающиеся в экономическом отношении страны, как США, этим развитием во многом обязаны сложившемуся в них многонациональному и поликультурному обществу.

С нетерпением ожидалось выступление историка и философа из Татарстана Рафаэля Хакимова. В последние годы он приобрел известность как пропагандист «евроислама», под чем понимается в том числе и вероисповедальная практика этой религии, причем изрядно реформированная, с пересмотром многих ее положений, веками казавшихся незыблемыми. Не секрет, что г-н Хакимов своими взглядами заслужил критически-враждебное отношение представителей мусульманских религиозных кругов России, каковых среди присутствующих было довольно много.

«Мне кажется, что исламский мир живет ожиданием реформ, - начал свое выступление Р. Хакимов. - Ислам воспринимается, прежде всего, как нечто застывшее и консервативное. На самом деле в исламском мире за последние 200 лет накоплен серьезный опыт реформ. Этот опыт не только интересен, но и полезен сегодня, когда исламу пытаются приписать все негативные явления, в том числе и террор».

Р. Хакимов напомнил, что традиция, по его словам, либерального ислама в России сформировалась именно в Татарстане в XIX-XX столетиях в форме так называемого джадаизма (обновления, заключающегося в открытости мусульман европейской культуре и современным веяниям). Выступающий рассказал, что когда в июне этого года Казань посетил по случаю открытия восстановленной мечети Кул-Шариф генеральный секретарь Организации Исламская Конференция, то он отметил, что в Казани начались процессы исламской реформации, здесь же они должны и продолжиться в наши дни.

В общих чертах, концепция мусульманских реформ, предлагаемая Р. Хакимовым, выглядит следующим образом. Во-первых, предлагается отказаться от различных богословско-правовых школ мазхабов, которые сложились в определенное время, в определенном месте и потому неизбежно несут на себе печать национально-исторической ограниченности.

Во-вторых, Р. Хакимов предложил вернуться к иджтихаду первых пяти столетий ислама. Иджтихад (выработка заключений по богословско-правовым вопросам на основе умозаключения и диалога специалистов-богословов), по словам Хакимова, было тем, что делало ислам самой либеральной религией. Однако в XIII веке в суннитском исламе врата иджтихада были закрыты, и велено было ссылаться исключительно на авторитет раннеисламских имамов и ни в коем случае не делать собственных умозаключений. Это и привело к той духовной окаменелости в исламе, о которой так много сейчас говорится.

Реакция на выступление Рафаэля Хакимова была разнообразной - кто-то аплодировал, имамы эмоций не высказывали. Только в дальнем углу зала вдруг со вздохом раздалось: «Астагфирулла!» (Cпаси Аллах!). Это был главный редактор интернет-сайта «Ислам.ру» Марат-хаджи Сайфутдинов, ортодоксальный сторонник шариата, известный своим непримиримым отношением к сионизму и нововведениям в мусульманской практике.

Конечно, выступлений было больше, чем эти три, и весьма различных, в том числе и по уровню. На трех вышеописанных захотелось остановиться потому, что в них были освещены как раз те три ипостаси, в которых трактуется сегодня понятие «евроислам». Первая - принятие ислама теми европейцами, для которых эта религия не является традиционной, вторая - как адаптация традиционных мусульман в западном обществе, и, наконец, евроислам как либерально-реформистская (причем и в теологическом смысле) версия ислама.

Однозначного и более-менее согласованного определения понятия «евроислам» не было дано и на этом круглом столе, но все согласились с тем, что «евроислам» должен стать альтернативой экстремизму и терроризму.

В этой связи было очень интересно послушать мнение «свежих голов» - людей в религиозном и профессиональном отношении внешних по отношению к исламу. Это были Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин и известный детский врач, президент Международного комитета помощи детям при войнах и катастрофах Леонид Рошаль.

Владимир Лукин сказал, что тема ислама актуальна и имеет два измерения - геополитическое и цивилизационное. Последнее сегодня наиболее важно, поскольку религия стала одной из важнейших общественных инноваций нашего времени. В то же время г-н Лукин выразил опасение, что такое «старое новое» явление, как религия, вполне может увести умы и души людей в темное средневековье. В качестве мер противостояния пресловутому мусульманскому терроризму оратор предложил, во-первых, однозначное осуждение всеми мусульманами и мусульманскими авторитетами терроризма, а во-вторых, публичное отлучение террористов от религии. «Необходимо с корнем вырвать жало псевдорелигиозной мотивации терроризма», - заключил В. Лукин.

«Мне не совсем ясно, для чего мы тут собрались, - с присущей ему прямотой и недвусмысленностью начал свое выступление Леонид Рошаль. - Судя по всему, здесь собрались мусульмане, которые убеждают друг друга в том, как хороша их религия. И попутно пытаются убедить в этом нас. Лично меня в этом убеждать не надо. Я глубоко верю, что плохих религий не бывает. Есть только люди, использующие любые религии, в своих целях. Сейчас много говорят о возможости управления процессом развития цивилизаций. Я, честно говоря, не очень представляю, как им можно управлять, ибо история наглядно демонстрирует, что эти самые цивилизации как-то сами собой потихоньку самоуправляются. Процесс развития цивилизаций состоит как бы из трех составляющих - глобализация, устойчивое развитие и толерантность. Важнейший из трех моментов - толерантность. Ведь, например, те же мусульмане не могут договориться внутри себя, убивают друг друга, то же иногда происходит между протестантами и католиками. Друзья мои, но у нас один Бог! Надо убирать те созданные людьми противоречия между религиями, которые разделяют нас. И если через тысячелетие человечество придет к единой религии - это будет идеально!»

После этого ведущий Абдул-Вахид Ниязов призвал докладчиков вернуться ближе к заявленной теме «круглого стола».

Из выступлений еще запомнились доклад Мохаммеда Местири - директора Международного института исламской мысли при ЮНЕСКО. Он отметил, что в нынешней Европе у мусульман чувство гражданина должно превалировать над религиозной идентификацией, а только толерантности недостаточно. Нужно реальное уважение прав, свобод и взглядов других людей. Помощник министра иностранных дел РФ Абдул-Хаким Султыговвысказал мысль, которая, по нашему мнению, так давно должна была быть высказанной: «Необходимо исходить из понимания того, что ислам, иудаизм и христианство представляют собой монотеистическую цивилизацию», - отметил чиновник.

После этого наиболее заметным было выступление председателя Духовного управления мусульман Нижегородчины Умар-Хазрат Идрисова. Его «понесло». Помимо того, что уважаемый имам высказал глубоко новаторскую идею о побивании гомосексуалистов камнями, он также ополчился почему-то на главу саратовских мусульман Муккадас-Хазрата Бибарсова. Г-н Идрисов также посетовал на то, что наши мечети, бывшие до недавних пор чистенькими очагами татарской национальной традиции, после того, как понаехали всякие и ходят по мечетям в рваных носках, превратились в невесть что.

Валерий Емельянов, "Портал-Credo.Ru"