Интервью Рафаэля Хакимова и отклики читателей
В прессе часто звучат слова «ислам», «мусульмане», «евроислам». В самых различных контекстах. Термин «евроислам» введен в обращение Рафаэлем Хакимовым, перу которого принадлежат многие научные работы на тему о роли ислама в современном мире, переведенные на языки стран Востока и Запада. Представители государств, где все более чувствительным становится мусульманский фактор, - частые гости в Татарстане, так как здесь на протяжении многих веков мирно сосуществуют православные и мусульмане. А этот опыт, по нынешним временам, - бесценен.
С Рафаэлем Хакимовым собственный корреспондент "Российских вестей" встретился после его возвращения с конференции, организованной и проведенной Российской Академией наук, все по тому же вопросу мирного сосуществования различных конфессий на территории многонациональной России.
- Этот форум был интересным и во многом необычным, поскольку чуть ли не в первый раз ученые говорили о необходимости учитывать мусульманский фактор в становлении и развитии российской государственности не как негативное или случайное явление. Посмотрим российские учебники истории. Стандартная канва: Русь начиналась в Киеве, после княжеских междоусобиц произошло монголо-татарское нашествие и трехсотлетнее иго, и все благополучно завершилось победой русских войск в Куликовской битве. Как видим, трактовка однозначно негативная. Известный историк Соловьев даже предлагал вообще oпустить «татарский период» российской истории.
Между тем даже Москва возникла как центр сбора дани и столицей стала лишь спустя значительное время после переезда туда патриарха, ранее предпочитавшего Суздаль и Владимир.
Если говорить о нашем регионе, то ислам в Великих Булгарах был принят в качестве государственной религии еще в 922 году, раньше, чем христианство в Киевской Руси. Если деполитизировать историю, исключить при ее изучении субъективный и конъюнктурный подход, станет ясно, что в становлении российской государственности активно участвовали не только христиане, но и мусульмане, а также финно-угорские народности.
- Татарстан считается одним из самых стабильных регионов России во многом благодаря отсутствию национальной розни. Говорят, ваш опыт уникален.
- Это действительно так. Нужно понимать, что Российской Федерации подходит опыт США - опыт «плавильного котла». У нас - огромный опыт совместного проживания различных этносов, отказываться от которого было бы глупо и даже преступно. Возвращаясь к учебникам истории, не могу не сказать еще об одном перекосе: их авторы говорят только о русском народе. А где же все это время были татары, марийцы, другие народы? А если они исчезли после Куликовской битвы, то откуда взялись после революции?
- Говоря о межнациональных отношениях, часто используют понятия «мусульмане» и «христиане», хотя по-настоящему верующих среди татар и русских, по-моему, не так уж много. Стоит ли отождествлять национальность и конфессиональную принадлежность?
- Я против того, чтобы считать проценты. Ни к чему хорошему это не приводит. Скажем, чеченцев в России меньше одного процента от общего числа граждан, но разве от этого кому-нибудь легче? К тому же, говоря о мусульманах и христианах, я не имею в виду их религиозные убеждения. Хотим мы того или нет, но та или иная религия является базой, лежит в основе той или иной культуры. Если меня спросят о родовой принадлежности, отвечу: «Я - мусульманин». Убежден, что религиозная принадлежность не может быть причиной войн и конфликтов. Любая религия зиждется прежде всего на общечеловеческих ценностях. Коран учит веротерпимости по отношению к другим религиям - христианству, иудаизму. В основе ислама та же главная заповедь - «Не убий».
- А как же джихад, вахаббизм и прочие прелести?
- Джихад - это война с вероотступниками внутри ислама. В вахаббизме нет ничего воинственного: первоначально это одно из течений внутри ислама крайне аскетичного толка - простота в одежде, еде и т.д. Особенно меня раздражает словосочетание «исламский фундаментализм». Разве любая религия не фундаментальна? Или же она не религия. С другой стороны, если какая-нибудь группировка начинает войну, используя зеленый исламский флаг, то причем здесь ислам? Такие люди берут большой грех на душу.
- Раз уж заговорили о различных течениях внутри ислама, какое из них характерно для Татарстана?
- Я называю его евроислам. Мирная и толерантная религия. А то течение, которое уже давно исповедуется в наших краях - джадидизм (от арабского аль-Джадид - обновление), пожалуй, самое мирное и толерантное во всем исламе. Во многом это объясняется тем, что татары издревле живут в окружении славян и финно-угров. Очень часто и очень неправильно путают какие-то этнические и религиозные традиции. Типичный пример: паранджа считается чуть ли не визитной карточкой ислама. Татарские женщины никогда не носили паранджу. И вообще женские права у нас никогда не ущемлялись. Кроме того, всегда приветствовалось повышение общеобразовательного уровня, ибо только просвещенный человек может понять мудрость Корана.
- Как вы относитесь к межнациональным бракам?
- Таких браков у нас в Татарстане около одной трети. Это говорит о том, что спутника жизни выбирают не по религиозной или этнической принадлежности. Мне могут возразить: в Боснии тоже фиксировалось до одной трети межнациональных браков, тем не менее война все же разразилась. Но у нас картина принципиально другая: число межнациональных браков - величина постоянная уже на протяжении очень длительного времени.
- Принимается ли во внимание господствующая религия при выборе Татарстаном экономических и политических партнеров?
- Нет. Наиболее тесные отношения у нас сейчас в плане экономического сотрудничества с Германией, Францией, Нидерландами. Турция, скажем, в число первых не входит. Арабские страны интересуют нас как покупатели «КамАЗов», вертолетов. Однако не буду скрывать, что с исламскими странами нам отношения строить проще, чем с любыми другими.
- Госдепартамент США неоднократно заявлял, что страны - «изгои» будут подвернуты бомбардировке.
- Я слышал другое заявление Буша-младшего: война с терроризмом не есть война с исламом. По каким критериям кого-то начинают считать изгоем? Исламские страны? Белые страны? Но это чревато как минимум новыми вспышами терроризма. В тех же США проживает около 9 миллионов мусульман, в Германии - 4 миллиона, во Франции - около 6 милионов. Вроде бы не много, но достаточно чтобы дестабилизировать обстановку в любой стране.
- И последний вопрос. Местная пресса упорно придерживается мнения, что вы - татарский националист, хотя из нашего интервью такой вывод вовсе не следует. Как к этому относиться?
- Пусть подобные утверждения останутся на совести авторов.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ
- МУСУЛЬМАНАМ внушают, что они должны во всем следовать примеру Мохаммеда. Но все понимают, что подражание поступкам Мохаммеда в 21 веке невозможно. С того времени прошло 14 веков, мир преобразился, а нам говорят: ты должен во всем поступать так, как поступал Мохаммед. Это, конечно, нереально и глупо.
Неспроста появилось такое явление, как евроислам. Этот термин в 1990-х годах ввел профессор политологии Гёттингенского университета Бассам Тиби. Это ислам, который вполне может уживаться с государственным устройством и укладом жизни современных немусульманских стран.
Существует ли «евроислам» на самом деле, или это только благая цель, к которой призывает профессор Тиби? Директор Центра по изучению Турции Фарук Сен считает, что если «евроислам» уже существует или сложится в будущем, то основными его характеристиками будут отказ от законов шариата, верность конституции страны проживания, признание прав человека и демократических норм.
Представитель турецкого союза религиозных учреждений Мехмет Сейхун призывает оставить все разговоры об «евроисламе». Он опасается, что евроислам ничего не даст ни мусульманам, ни немусульманам. И предлагает идти другим путем: «Ислам очень динамичен. Конечно, суры Корана неизменны, но их толкование и интерпретация постоянно развиваются».
Разговоры об уничтожении ислама - это пустые разговоры. Не лучше ли помочь прогрессивным мусульманам развивать ислам в таком направлении, чтобы он мог ужиться с немусульманским миром, а немусульманский мир - с ним
- КАКОЙ СМЫСЛ вкладывается в понятие «евроислам»? Это тот же ислам, однако лишенный того, что делает его неприемлемым окружающими.
Христианство не приемлет взгляда ислама на Иисуса Христа. Христианство: Бог, Сын Божий; ислам: Величайший пророк, Мессия. Тут нам нечего что-то «конструировать»: это предмет веры.
Но вот, скажем, «перенесение» неприятия христианства исламом из 6-7 веков в наше время - это уже устаревший, вредный для мирного сосуществования тезис. Сегодня ислам плотно контактирует в жизни с христианами, и обрекать эти контакты в постоянные конфликты - глупо.
Поэтому выдвигается новый взгляд: и христиане, и мусульмане веруют в Бога, Он, создавший нас - один, христианство видит Его так, а ислам - иначе. Но, поскольку мы все созданы единым Творцом (что доказывается одинаковой анатомией и физиологией всех людей), Он не хотел бы смерти одних от рук других. Поэтому вражда исключается. Что для этого надо сделать? Оставить неприятие христианства исламом там, в далеких 6-7 веках, признать, что это неприятие касалось тех, давних исторических событий, но не сегодняшних реалий.
Речь ни в коем случае не идет о смешении религий в одно целое. Речь - о сближении взаимопонимания, о взаимотерпимости, и даже о взаимоуважении.
- В КОРАНЕ ЕСТЬ фундаментальные положения на все времена, а есть и такие, которые были продиктованы конкретными обстоятельствами. Группа таких положений должна трактоваться как временнЫе. С точки зрения ортодоксального ислама, «обновленчество» недопустимо. Назовем ли мы это «евроисламом» или новой трактовкой устаревших, временнЫх положений ислама - это уже дело вкуса.
Вы смотрели фильм Ридли Скота «Царство небесное»? Если нет, то обязательно посмотрите. Это история о сдаче Иерусалима Саладину. Когда я смотрел, то буквально слёзы были на глазах, когда христиане и мусульмане (сарацины) убивали друг друга. А фильм, между прочим, с глубоким смыслом. Герой в конце спрашивает Саладина: «Что для тебя Иерусалим?» На что Саладин отвечает: «Ничто», и немного подумав, добавляет: «как и весь мир».
- ЕСЛИ «ЕВРОИСЛАМА» нет, то его стоит выдумать! Нелепо переносить текст Корана, созданного в 6-7 веках, в 21 век. К сожалению и на Западе хватает фундаменталистов, переносящих тексты 1-2 веков в 21 век. Достаточно вспомнить Рональда Рейгана с его речами об Армаггедоне вообще и холме Меггидо в частности.
Многие забывают о вкладе исламской культуры в мировую. Об арабских математиках и астрономах, великих арабских и персидских поэтах. О том что многое из античной литературы вернулось в Европу в переводах с арабского.
И почему только «евро»? Насколько мне известно, в Иране армянская община не притесняется, никто их палкой в мечеть не гонит, ей разрешено для своих нужд производство спиртного (но не для продажи мусульманам). «Притеснения» заключаются лишь в том, чтобы не оскорблять религиозные чувства мусульман.